- Информация о материале
Храм в Москве, район Царицыно.
Оказывается, для некоторых людей стало открытием, что религиозные организации относятся к своим сооружениям культовым как к объектам хозяйственной деятельности. Хозяйственная же деятельность этих организаций заключается в одном - вовлечении людей в свое вероучение, поскольку живут религиозные деятели исключительно за счет внешних по отношению к ним средств: жертв прихожан, помощи других организаций, вовлечения "мирян" в некие коммерческие проекты. В периоды обострения отношений с внешней средой такая деятельность выглядит весьма агрессивно и напоминает набеги кочевников на мирные торговые и ремесленные города, с целью захвата имущества. В исторической науке сложилось даже понятие "набеговая экономика", когда некое общество существует только за счет грабежа соседей. Даже в одном обществе случается, что некие его части пользуются другими, просто обирая их, отчуждая плоды их труда.
Почему не восстанавливают старинные храмы? - вопрошают интеллигентные люди, у которых сложился образ храма, как некоей "священной постройки", "дома Бога", "сакрального места" и т.п. Другие возмущаются, что на развалинах храма проходят фотосессии для рекламы нижнего белья. Да, двадцать с лишним лет пропаганды образа "Дороги к Храму", как некоего морально-нравственного пути, пути самосовершенствования сделали свое дело, но есть образ (тот же "призрак коммунизма"), а есть реальная жизнь. И в реальной жизни невыгодно восстанавливать сооружения, за которыми потом тоже придется ухаживать, но которые не приносят никаких средств, необходимых на их восстановление и обслуживание. А использовать, эксплуатировать образ для создания произведений искусства, даже рекламного, - почему нет? Чем эксплуатация образа Храма в случае религиозной организации отличается от отношения к нему рекламного агентства или фотохудожника? Духовностью?
- Информация о материале
В преддверии рассмотрения вопроса об определении понятия светскости государства в Конституционном Суде РФ.
Данный материал был подготовлен для приложения к "Независимой газете" "НГ-религии", но не был опубликован по решению редакции.
-Какова история самого понятия светского государства и его концепции в России?
-Проблематика светскости государства является достаточно сложной и объемной. Более подробно она изложена в моей новой книге: Бурьянов С. А. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 — начало 2016 г. — М.: Полиграф сервис, 2016. — 258 с.
Правовое понятие и содержание принципа светскости государства формировалось длительный период и продолжается сегодня. Кроме того, требуют решения многочисленные проблемы соотношения принципа светскости государства со смежными понятиями: отношения государства с религиозными объединениями, государственная религиозная политика и пр.
Можно выделить три основных научных подхода к пониманию светского государства:
1) антирелигиозное;
2) нерелигиозное (секулярное);
3) мировоззренчески нейтральное.
При этом первые два подхода противопоставляют науку и религию, знания и веру, «верующих» и «неверующих», а значит, не соответствуют требованиям современной юридической техники и являются юридически некорректными применительно к светскости государства. Как показывает практика, эти подходы в принципе не могут быть гарантией реализации свободы совести, как свободы мировоззренческого выбора, а значит мира исогласия в обществе.
Как я неоднократно отмечал в своих научных работах, с правовой точки зрения максимально корректным представляется определение светского государства как мировоззренчески нейтрального, безоценочного, то есть не отдающего предпочтения вообще никакому мировоззрению и обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора при условии соблюдения закона. Иными словами, светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, прежде всего в силу ее юридической неопределяемости. А если она не определяется, то не может регулироваться нормами, которые устанавливает государство. Иначе произвол, нарушения прав человека и конфликты неизбежны. Что, к сожалению, можно наблюдать во всем мире
Однако, и в мировой, и в российских науке, нормотворчестве и правоприменении длительный период доминировали первые два юридически некорректных подхода. И сегодня данная инерция сохраняется. Понимание светского государства как мировоззренчески нейтрального нашло свое отражение лишь на доктринальном уровне в трудах Бурьянова С.А., Минченко Т.П., Мозгового С.А., Саввы С.С., Стецкевича М.С. и др.
- Информация о материале

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях"
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой:
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
Итак, нахождение в детской библиотеке литературы религиозного назначения недопустимо, даже если она правильно промаркирована и содержит указание на принадлежность к конкретной легальной (зарегистрированной Министерством Юстиции РФ) религиозной организации. Нахождение религиозной литературы в детской библиотеке не является частью обязательного образовательного процесса, рассматривается как часть миссионерской деятельности, которая не допускается законами РФ в пределах государственного образовательного учреждения, или учреждения культуры.
- Информация о материале
Из почты к 10 летию письма российских академиков Президенту РФ:
"Уважаемые коллеги,
я убежден, что мы не должны промолчать - и особенно сейчас, когда еще не высохли чернила на первой богоугодной "диссертации", защищенной недавно в нашей несчастной стране (после 1918 года.)
Письмо 10 академиков отнюдь не устарело и почти все они здравствуют. Учебник по астрономии для 10-го класса средней школы недавно вышел из печати - и по оценке проф. АВ Засова, вполне адекватен! Пока что в активе боголюбцев - лишь недавняя "успешная" - первая после почти 100 летнего (в РФ) перерыва - защита по теологии. Однако можно ведь обсуждать до потери сознательности даже и то, сколько ангелов сможет уместиться на кончике иглы... Чем больше ангелов диссертант уместит, тем выше его можно было бы вознаградить.
Ситуация с богопочитанием много хуже для нас, чем борьба с недоучившимися врагами генно-модифицированных продуктов - но мы обязаны подать свой голос.
10 лет назад авторы письма 10 академиков писали: "Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая, в отличие от эволюционной теории, не может представить ни одного факта, и, тем не менее, утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет. Казалось бы, это вопрос, относящийся только к компетенции науки. <...> Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки. Да и не только с дарвинизмом у церкви проблемы. Например, какое отношение имеет “библейское учение о происхождении мира” к фактам, твердо установленным современной астрофизикой и космологией? Что же в школе изучать – эти факты или “библейское учение” о сотворении мира за семь дней?"
В общем, будем считать такие тексты иронией, а не научной дискуссией. А в сущности, оспаривание фактов вроде вышеизложенных - свидетельство либо наплевательства св. отцов на бесспорные факты, либо непроходимой их (...лжеотцов) темноты - уже дискредитирующей их верования....
Остается только повторить заключение 10 членов РАН - десятилетней давности: Никакой альтернативы знаниям, добытым современной наукой, не существует.
Много еще мы узнаем - а вот т.н. бога не увидим. Это ясно уже более 500 лет!
И мы можем с гордостью повторить вслед за великим Лапласом - в этой гипотезе я не нуждался!
Можно поклоняться отдельным - более реальным - деятелем церкви - но в целом ее верования - давно уже - нонсенс. Борцы за истинное знание платили - этой самой церкви - безмерно дорогую цену...
Но тут лучше остановиться...
Ю.Н. Ефремов
22 июля 2017, 18:35"
"Величайшая загадка Вселенной"
- Информация о материале
21 век Россия, готовится очередной судебный процесс по "оскорблению чувств верующих" и "экстремизму". Теперь участники ролевых ("исторических") игр, получившие в Минюсте статус "религиозных групп", выясняют отношения между собой, но по отношению к Главной Группе.
Подробности здесь.
Подозреваемой, матери двоих детей, грозит реальный срок за картинку в интернетах.
- 10-летие письма академиков о клерикализации РФ
- Не бояться правды.
- Двойные стандарты правосудия
- Всеволод Чаплин: Покажут «Матильду» — Россия погибнет
- Божествование головного мозга
- Александр Аузан о значении религии в развитии государства
- Маловато будет!
- Теология не наука, долой религию из школ! Требуем восстановить конституционный строй!
- Спрямляя линию
- Антинародное просвещение